Юридический офис «Лещинский Смольский» консультировал крупную производственную организацию по изготовлению косметики на предмет возможных вариантов отмены регистрации их логотипа в качестве товарного знака конкурентом.
Суть спора об использовании логотипа конкурентом
В 2018 было зарегистрировано ООО «Б», в составе учредителей которого значилось два физических лица, гражданина Беларуси. Один из учредителей осуществлял функции руководителя организации. В качестве основного вида деятельности организация осуществляла изготовление косметики и ее дальнейший экспорт в страны дальнего зарубежья. Логотип, под которым осуществлялся выпуск и продажа продукции, не был зарегистрирован в качестве товарного знака.
Следует сказать, что логотип был разработан по заказу ООО «Б» профессиональным дизайнером на основании договора и в словесной его части соответствовал фирменному наименованию ООО «Б».
В определенный период времени между учредителями начались недопонимания в части стратегии ведения и развития совместного бизнеса. В этой связи один из учредителей предложил «поменяться местами» на должности директора, на что получил отказ. В связи с отсутствием в дальнейшем взаимопонимания и открытого конфликта один из учредителей решил выйти из совместного бизнеса. Однако разделить бизнес по договоренности не удалось, и бизнеса-партнер затеял свою игру.
Перед тем, как направить уведомление о выходе из состава участников ООО «Б», бизнес-партнер параллельно зарегистрировал отдельную компанию (ООО «К») и подал заявку на регистрацию товарного знака от своего имени (физического лица). В качестве изображения, поданного на регистрацию, был как раз тот самый логотип, под которым продавалась косметика ООО «Б» в период совместной деятельности бизнес-партнеров.
А дальше случилось самое интересное. Как только бывший бизнес-партнер получил свидетельство о регистрации товарного знака, он в этот же день направил в ООО «Б» ровно два документа: заявление о выходе из состава участников и уведомление о запрете на использование логотипа. Такими действиями он фактически заблокировал ООО «Б» возможность вести бизнес. Как выяснилось позже, в процессе регистрации товарного знака (как правило, этот процесс занимает около года) недобросовестный соучредитель постепенно «уводил» часть клиентов ООО «Б» на своё вновь созданное ООО «К» и завершил этот процесс ровно в период получения свидетельства на товарный знак.
ООО «Б» с целью анализа перспектив и расчета потенциальных финансовых расходов на юридические услуги и оплату государственных пошлин обратилось в Юридический офис «Лещинский Смольский» с вопросом о том, какие существуют механизмы отмены регистрации товарного знака и насколько это реально сделать.
ЕСЛИ КОНКУРЕНТ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛ ВАШ ЛОГОТИП КАК ТОВАРНЫЙ ЗНАК |
Свяжись с нами для первичной консультации
Моб. тел.: +37533 600 50 30 E-mail: info@LSL.by |
Способы оспорить регистрацию товарного знака в Беларуси
Существует несколько распространенных способов аннулировать регистрацию товарного знака. Каждый из них отличается и стоимостью, и сроками, и юридическими последствиями (результатом).
Признание факта регистрации товарного знака недобросовестной конкуренцией
Для этого необходимо обратиться в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) с соответствующим заявлением. В заявлении необходимо отразить сведения о заявителе, о его государственной регистрации, информацию об основных видах деятельности, изготавливаемых (производимых) и (или) реализуемых товарах, географических границах деятельности, имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление о нарушении, описание признаков нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми обращается заявитель, и перечень прилагаемых доказательств (при их наличии).
Что немаловажно, обращение в МАРТ является абсолютно бесплатным. Заявление рассматривается в течение 3 (трех) месяцев.
Обратиться в МАРТ нужно до истечения сроков давности. По общему правилу, факт наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства не подлежит установлению по истечении трех лет со дня совершения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Если в результате расследования комиссия МАРТ установит факт нарушения антимонопольного законодательства, то заявитель вправе обратиться в Национальный центр интеллектуальной собственности с требованием о признании недействительной предоставленной правовой охраны товарному знаку.
Обращение в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь с требованием о признании действий актами недобросовестной конкуренции
Фактически, суть обращения в суд похожа на ту, которую вы излагаете в заявлении в МАРТ. Однако рассмотрение спора в суде ограничено строго регламентированными рамками рассмотрения дела, продиктованными процессуальным законодательством. При обращении в суд оплачивается государственная пошлина. При несогласии с решением суда его допускается оспорить в вышестоящую инстанцию. Одни из преимуществ обращения в суд является то, что суд по ходатайству стороны может истребовать недостающие доказательства, в то время как при обращении в МАРТ такой опции нет.
Признание недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку
Одним из запретов на регистрацию товарного знака является его схожесть до степени смешения с фирменным наименованием уже имеющего юридического лица. Однако нюанс в том, что при регистрации товарного знака патентный орган не сверяет товарный знак с наименованиями юридических лиц. Данный риск целиком и полностью лежит на заявителе. Если в последующем выясниться, что такое смешение присутствует, то юридическо лицо, права на наименование которого нарушены регистрацией товарного знака, вправе обратиться в апелляционный совет при патентном органе с возражением о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
Такое требование вправе заявить любое лицо, считающее нарушенными свои права регистрацией товарного знака в течение всего срока правовой охраны товарного знака.
Обращение в Апелляционный совет при НЦИС облагается государственной пошлиной. Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку рассматривается Апелляционным советом в течение 6 месяцев.