Судебные споры между юридическими лицами и ИП в Экономических судах характеризуются обязательным соблюдением претензионного порядка. Как и к процессуальным судебным документам, к претензии также предъявляются особые требования по форме написания и содержанию. В данном материале мы рассмотрим особенности претензионного порядка урегулирования споров до момента обращения в экономический суд. Поехали!
Обязательно ли направлять претензию должнику перед обращением в экономический суд
В спорах между компаниями и индивидуальными предпринимателями досудебный претензионный порядок является обязательным. Исключением из этого правила может служить оговорка в договоре. Стороны не могут полностью исключить претензионный порядок, но могут изменить срок рассмотрения претензии, по истечении которого можно обращаться в суд.
НУЖНО СОСТАВИТЬ ПРЕТЕНЗИЮ ? |
Свяжитесь с нами. Мы поможем!
Моб. тел.: +37533 600 50 30 (WhatsApp, Viber, Telegram) E-mail: info@LSL.by |
Что должно быть отражено в претензии
Претензия в адрес юридического лица либо ИП составляется в письменном виде. В претензии обязательно должны быть указаны следующие сведения:
- сведения об отправителе и получателе претензии, их адрес, банковские реквизиты взыскателя
- дата претензии
- фактически произошедшие обстоятельства (и подтверждающие их доказательства), на основании которых возник спор
- притязания взыскателя со ссылкой на законодательство
- сумма требований и их расчет
- перечень приложенных документов
К претензии прилагаются копии документов, на которых основаны требования взыскателя и которые отсутствуют у должника.
Способы направления и доставки претензии должнику
Правильно оформленное претензионное письмо может доставляться должнику двумя способами: (а) посредством направления заказного письма с обратным уведомлением; (б) вручением под роспись. Стороны в договоре могут предусмотреть другой способ направления. Если претензия направляется почтовой корреспонденцией, то такое письмо должно быть адресовано по юридическому адресу либо месту жительства (в случае, если должник – ИП). При отправке претензии почтой рекомендуем направлять ее заказным письмом с описью вложения. Так вы обезопасите себя на случай, если в суде потребуется доказать, что в конверте была именно претензия, а не белый лист бумаги.
Как доставить претензию, если ее не хотят получать
Если должник отказывается получать претензию нарочным, то ее необходимо отправить заказным письмом с обратным уведомлением. В таком случае даже если должник откажется получать письмо и оно вернется взыскателю, то досудебный порядок будет считаться соблюденным.
Можно ли направить претензию по факсу либо электронной почте
Если претензия направляется в рамках спора между физическими лицами, то ее можно направить любым способом. В случае спора между юридическими лицами и ИП досудебное письмо допускается направить по факсу либо электронной почте только в том случае, если такой порядок доставки предусмотрен договором. В противном случае претензионный порядок будет считаться соблюденным, если взыскатель докажет получение претензии должником. По общему правилу претензия направляется по почте либо вручается лично представителю должника под роспись.
Кто подписывает претензию и можно ли ставить факсимиле на претензии
Претензию должен подписать заявитель. От имени юридического лица подпись ставит директор (управляющий) либо, например, человек по доверенности. Претензия должна быть подписана собственноручно и скреплена печатью организации.
Что делать, если получен ответ на претензию
В случае, если в ответе должник оспаривает сумму долга, то можно обращаться в суд на следующий день после получения ответа не дожидаясь окончания истечения претензионного срока. В случае, если должник долг признает, то можно обратиться к нотариусу для совершения исполнительной надписи либо по истечении претензионного срока обратиться в суд без приложения данного отзыва должника.
Через сколько дней можно обратиться в экономический суд после направления претензии
Общий срок рассмотрения претензии в спорах между компаниями и ИП составляет один месяц. Данный срок применяется в том случае, если договором между спорящими сторонами не установлен другой срок. В суд можно обращаться на следующий день после истечения претензионного срока. Если спор возник из внедоговорных обязательств (например, неосновательное обогащение), то нужно выждать именно месячный срок до обращения в суд.
В какой срок после направления претензии можно обратиться в экономический суд
По спорам между физическими лицами в суд можно обратиться в любой день после возникновения просрочки в оплате. В спорах между субъектами предпринимательства в суд можно обратиться по истечении претензионного срока для урегулирования споров.
Самые часто встречающиеся ошибки, из-за которых суд не возбуждает производство по делу
Во-первых, это отступление от правил оформления претензии. Претензия должна четко соответствовать требованиям ХПК к ее форме.
Во-вторых, претензионный срок. Зачастую сторона спора обращается в суд не дождавшись истечения срока досудебного решения спора.
В-третьих, сумма требований. Иногда сторона предъявляет претензию на сумму меньше той, которая в последующем указывается в иске или заявлении о возбуждении приказного производства.
В-четвертых, претензия направлена не по юридическому адресу должника.